На протяжении всей своей истории народ Израиля страдал от ударов, нанесенных его многочисленными ненавистниками. Тем не менее полное неприятие и месть заповеданы только по отношению к Амалеку. Он заслужил столь особенное отношение к себе высочайшей степенью ненависти к народу Израиля - ненависти, у которой нет ни смысла, ни причины.

В благодарной молитве "За чудеса", которую произносят в праздничные дни Хануки, содержится подробное описание событий того времени: преследования за веру, война, победа над греками и, наконец, очищение и освящение Храма. Следовательно, что основой праздника стала победа, и она гораздо важнее чуда с кувшинчиком масла, о котором рассказывает Талмуд (Шабат,21б).  Именно поэтому из года в год мы напоминаем о ней в ханукальные дни. Но какова суть войны, разразившейся в те дни и каково значение победы, которую мы продолжаем отмечать и сегодня?

Во всем мире принято считать начало нового года подходящим моментом, чтобы отступить немного и посмотреть на нашу жизнь со стороны. Некоторые каждый январь в очередной раз дают себе новогодние обещания (зачастую, одни и те же). У евреев этот процесс простирается на более длительный период, начиная с первого дня элуля (в августе) и до Рош ѓа-Шана и Йом Кипура (до середины октября в этом году). 

Праздничное приветствие раввина Адина Эвен-Исраэля Штейнзальца на Рош ѓа-Шана 
В молитве на Рош ѓа-Шана есть одна фраза, в которой говорится о главной теме дня: «Айом арат олам», что можно приблизительно перевести как «сегодня — беременность (зарождение) мира». В современном иврите слово «олам» означает «мир», однако в библейском иврите оно относится не к пространству, Вселенной или галактике, а скорее ко времени.

1 сентября начнется последний месяц 5779 года (по еврейскому календарю) — элюль. В этом месяце мы подводим итоги прошедшего года и готовимся к будущему. Поэтому он посвящен раскаянию и укреплению связи с Творцом. В еврейской традиции этот процесс называется тшувá — «возвращение» (к Творцу, а значит, и к себе). Эта внутренняя работа готовит нас к новому году — Рош ѓа-Шана. 

Наш национальный характер многогранен, и в этом одна из причин, почему большинство других народов не понимают нас. Они всегда видят только одну сторону, одну грань и думают, что это все. Их поражает, разочаровывает или, по меньшей мере, просто удивляет, когда им вдруг становится ясно, что в нашем характере есть и другие стороны. 

(статья составлена на основе лекции, прочитанной раввином Адином Эвен-Исраэль Штейнзальцем в академгородке Новосибирского отделения Академии наук России)


С давних времен актеры пользуются театральными масками, комическими либо трагическими, однако и все те, кто составляет публику, носят в своей повседневной жизни самые различные маски – символы тех ролей, которые они играют в пьесе жизни. Роли могут меняться – сегодня одна, завтра другая, – но маска будет на лице всегда. Человек никогда не снимает ее.