Сотри память об Амалеке

    Ненависть, которую испытывает Амалек к Израилю, проистекает из противостояния между двумя силами, находящимися в вечном противоборстве: на каком бы духовном уровне не находился еврейский народ, он сохраняет самосознание и внутреннюю веру. Даже когда кажется, что все потеряно, в мире царит полный произвол, и тогда сыны Израиля продолжают верить простой, нерассуждающей верой, без доводовпорой, сами не зная почему. Это упорство проникающей в самую суть "жестоковыйного народа" веры, которая таит в себе решимость не сдаваться силам зла и держаться за В-го и его Тору. Антитеза ИзраиляАмалек.

    "Война у Г- спода с Амалеком во всех поколениях" (Шмот,17:16) — это вечная война веры с неверием, Сил, несущих в мир свет Творца, с силами, вселяющими в души сомнение и смятение. Война эта продолжается до тех пор, пока Амалек существует в мире в какой-либо форме; пока всходы семян сомнения в вере и охлаждения порывов сердца, рассеянные Амалеком по миру, - все еще существуют в сердцах самих евреев.

    Ненависть Амана произрастает из так называемого "корня Амалека". Хотя Книга Эстер рассказывает о том, как Мордехай вызвал гнев Амана по отношению лично к себе, обобщение, которое делает последний, распространяя свой гнев на весь "народ Мордехая", указывает на наличие у него предвзятой, сущностной ненависти к Израилю. Аргументы Амана (схожие высказывали антисемиты во все времена): "есть один народ, рассеянный среди народов и обособленный (от них); и законы у него иные, чем у всех народов, а законов царя они не выполняют..." (Эстер,3:8) – возможно и верны по формальным признакам, но не они лежат в основе борьбы Амана с евреями - теми, кто принадлежит другому полюсу действительности; когда весь мир стоит на одной стороне, а евреи на другой стороне истинной веры.

Амалек хотел бы уничтожить все, что связано с Всевышним, а поскольку это принципиально невозможно, он обращает свою ненависть на Его представителей на земле - на народ Израиля.

    Почему человек грешит? Как правило, потому, что считает нечто запрещенное хорошим, по глупости или недостатку понимания, но не потому, что его тянет ко злу как таковому. Амалек, "ненавидящий ради ненависти", относятся к категории абсолютного зла, его существование - порок нашего мира.

       Внутри каждого из нас постоянно, во всех поколениях, должно происходить "стирание Амалека". Эта внутренняя война ничем не отличается от внешней.

      Гематрия (числовое значение) слова "Амалек", намекающая, как известно, на его скрытое содержание, равна гематрии слова "сомнение". Сомнение бывает двух видов. Первый видэто легитимное сомнение, вызванное тем, что человек не имеет о чем-то точных сведений; оно устраняется прояснением вопроса, его вызвавшего. С сомнением такого рода, а также с порожденными им проблемами вполне можно справиться.

 Сомнение же, порождаемое Амалеком, вызвано размыканием между мыслями и чувствами. Если бы сердце могло почувствовать все, что понимает разум, не осталось бы места для сомнений. Однако то, что воспринимается разумом во всей ясности, тускнеет, когда спускается в сферу чувств, и именно там находится точка, уязвимая для сомнения. Вся человеческая жизнь наполнена высокими идеями и возвышенными чувствами, однако переход от мысли живому чувству, от него - к поступку связан существенными трудностями - с внутренней борьбой против Амалека.

    Размыкание связи между чувствами и мыслямиэто не только работа Амалека, это общечеловеческая проблема, которая в терминах каббалы определяется как "узкое горло". Два центра - мозг и сердце - удалены друг от друга. Между ними располагаются препятствия, мешающие непосредственной связи, отделяющие мозг от сердца, осознание - от восхищения и прочувствованности.

    Разрыв между мыслью и чувством лежит в основе дурных поступков, совершаемых людьми. Иногда человеку со всей определенностью известно, что поступок нехорош, однако он все же свершает его; бывает и наоборот: мы знаем, что следовало бы сделать нечто, однако чувства наши безмолвствуют и не побуждают разум к действию.

     Сомнение второго вида, происходящее от "корня Амалека", не нуждается в доводах и выражается в словах: "Знает, кто Господин, и стремится восстать против него" (Сифра, Бехукотай,2). Это упрямство, которое заставляет человека каждый раз и в любой ситуации спрашивать: " Ну и что?", "Ну так что из этого?"  Основное свойство народа Израиля - его вера - состоит в убежденности, что Творец управляет миром и наполняет его, что на каждого человека постоянно распространяется действие Провидения. Амалек охлаждает сердце, вызывает у нас сомнения, опасения, домыслы по типу "а может быть...", "а что если…" Даже на пике духовной жизни, когда еврей приходит к полному осознанию и просветлению, когда он воспринимает льющийся на него поток света, - и тогда Амалек становится у него на пути и с настойчивостью и упорством все еще нашептывает ему: "А что, если это всегонавсего природа? А что, если есть только природа и нет Б-га?"

 Порой дети начинают сомневаться, являются ли папа и мама их подлинными родителями. Обычно эта мысль возникает, когда ребенок чувствует себя обиженным, забытым, и на этом основании он строит теории и возводит башни спекуляцийТакже действует Амалек - смутные, необоснованные зачатки идей он умудряется развить в сомнения, подтачивающие веру. Сомнение не проистекает из какой - либо концепции или идеи, оно порождается миром хаоса, возникает из суеты и пустоты и, если ему оставляют место, оно растет.

Теперь мы доходим до вопроса, как нужно бороться с сомнением, порожденным Амалеком. Неслучайно война с ним называется "стирание Амалека". Стереть память о нем означает полностью его уничтожить. Для того, чтобы с ним справиться нужно игнорировать его и задаваемые им вопросы. Амалека невозможно переубедить в принципе, поскольку его доводы заимствованы не из мира причинно - следственных связей. Если бы они основывались на логике и рациональных причинах, то достаточно было бы отклонить причину для того, чтобы опровергнуть выводы из нее. Полное стирание Амалека произойдёт только тогда, когда "увидят воочию" (Йешагу, 52:8), когда воцарится абсолютная очевидность, достигнутая при помощи внутреннего зрения.

  А до тех пор, пока еще не наступило время видения правды воочию, у нас есть праздник Пурим - праздник войны с Амалеком, основанный не на рассудке и включающий, в частности, заповедь, которая велит "потерять рассудок" -опьянеть. Амалека невозможно победить при помощи разума, путем споров и убеждения. Мы должны не применять к нему рациональный подход, но подавлять, истреблять его в себе - удаляться от сомнения.