Сущность тшувы
Тшувепосвящено множество книг и статей, где подробно анализируются ее различные
этапы от начала и до полного завершения. Тем не менее есть несколько
фундаментальных принципов, актуальных для всех многогранных аспектов тшувы
, лежащих в основе всех ее форм и уровней. Неважно, находится ли её отправная
точка на высоком или низком уровне, нацелена ли она на духовное совершенство
или ставит перед собой задачи поскромнее. В любом случае в каждом из видов тшувы
есть два основополагающих момента: оставить дурную стезю в прошлом и выбрать
лучший путь, которому нужно следовать в будущем.
Даже само значение этого слова буквально указывает на то,
что тшува — это, по сути, поворот, будь то тотальная и окончательная
смена направления или множество отдельных поворотных точек разной значимости.
Трижды в день еврей просит тшувы (покаяния) и
прощения. Смысл повторения заключается в том, что каждая просьба символизирует
вероятность хоть какого-нибудьизменения. Обычно, когда жизнь протекает спокойно, в ней не увидишь резких
перемен и крутых поворотов; однако не раз, окидывая взглядом свои прошлые поступки, человек может определить ту
точку, которая имела поворотное значение для всей его жизни, хотя в то время осталась
незамеченной.
Чувство необходимости изменить свой путь
Как мы уже говорили, два фактора определяют возможность
поворота:
1) признание, что прошлое, каким бы оно ни было,
несовершенно и его необходимо поправить; 2) принятие решения сменить
направление пути и следовать ему в будущем.
Ощущение необходимости изменения приходит и проявляется
по-разному. Иногда в человеке пробуждается отчетливое чувство греховности,
недостатка и порока, обременяющего душу, что приводит его к сильному желанию
избежать этих чувств и очиститься от порока и греха. Однако желание перемен
может быть и не столь острым; зачастую оно проявляется в ощущении несовершенства,
в сожалении о нереализованных возможностях. Так зарождается стремление к поиску
чего-то иного, отличного от старого по сути или по форме.
Как правило, чем острее первоначальное ощущение недостатка
или изъяна в прошлом, тем резче будет вызванное им изменение — вплоть до
крайностей и полного разворота в другую сторону. Но верно и обратное: когда ощущение
неудовлетворенности прошлым или настоящим более умеренное, поворот окажется
более плавным — как по темпу, так и по остроте реакции.
Косность сердца
Самое большое препятствие на пути тшувы,
затрагивающее как нечестивцев, так и праведников, — это самодовольство.
Человек, довольный собой, чувствует, что он преуспел, что у него «все супер» (а
если окружающая реальность несовершенна, то эти недостатки присущи всему миру и
всем людям; вызваны обществом, семьей, наконец, самим Творцом и т. д.)
Духовное и моральное самодовольство человека объективно
не имеет никакого отношения к его подлинному состоянию. Тот, кого многие
считают грешником и преступником, может видеть себя в совершенно ином свете.
Такой человек никогда не достигнет тшувы. И наоборот: тот, кто-то
кажется другим безупречным и чистым, но при этом сам он ощущает свои недостатки,
путь тшувы для него открыт.
Один великий мудрец определил основное препятствие на
пути к тшуве как «косность сердца» (Тания, гл. 29). Тупоумие легко
распознать как нарушение когнитивных функций. Однако" тупость сердца"
более коварна — в этом состоянии у человека заблокировано эмоциональное
восприятие его собственных недостатков и проблем. Даже если человек полон
мудрости и понимания, и полностью интеллектуально подкован, это никак не
повлияет на его реальное поведение, если нет в нем эмоционального ощущения ущербности в той или
иной мере.
Во многих случаях тшувы, когда с определенного
момента темп изменений начинает нарастать, происходит «открытие сердца», то
есть первоначальная блокировка ощущения собственного совершенства преодолена. И
тогда этот прорыв ведет к более глубокой осознанности и, следовательно, к более
сильному отклику.
Эти наблюдения применимы повсеместно и к людям, которые
всю жизнь были далеки от всего, что связано со святостью, и не ощущают в ней
недостатка, а также и к людям, которые ведут благочестивую жизнь и настолько довольны своим положением, что не видят, как
далеки они от совершенства.
Этот момент узнавания, пробуждения души и есть отправная
точка «исповеди». Когда смутное беспокойство превращается в более ясное осознание,
что чего-то не хватает, и когда это признание находит свое проявление в словах,
сказанных себе, Б-гу либо другому человеку, завершается первый этап внутреннего
переворота, который относится к прошлому - к образу человека до начала
перемен.
Решение на будущее
Вторым компонентом тшувы является так называемая
приверженность изменениям — решимость с данного момента
изменить свой путь. В каком-то смысле эта приверженность — естественное
продолжение первого шага к перемене. А ее мощь, направление и стойкость в
значительной степени зависят от ясности и силы первоначальных чувств о прошлой
жизни.
Тот, кто, испытывая некоторое неудобство, описывает себя
и свое прошлое словом «нехорошо» (или же другой интеллектуально - изощренной
формулировкой, которая выражает, по сути, то же самое), не обязательно приходит
к решению измениться, тем более к практическим шагам.
С другой стороны, факт, что человек осуждает свои прошлые
действия, сожалеет о случившемся, а также чувствует собственную порочность,
может привести к постепенному погружению в отчаяние и смирение перед "волей
рока", без надежды и попытки что-либо изменить. Такое уныние, которое
многие считают одним из самых серьезных недугов души, не только не дает
положительных результатов, но иногда и само по себе вызывает у человека желание
еще больше погрязнуть в своих пороках и изъянах.
В итоге человек может почувствовать себя настолько
подавленным и ничтожным (смотря на себя и свою судьбу с моральной, религиозной
или любой другой точки зрения), что решает стереть из памяти источник своего
падения. Подобный уход от проблемы и вытеснение обусловленных этой проблемой эмоций,
как правило, связаны с погружением в мир страстей или иных занятий, которые схожи в одном - в их
способности привести к временному или постоянному
притуплению чувств. Цель этого побега от действительности
— избавиться от угнетенного состояния. Обращение к алкоголю, наркотикам, сексу
или другим формам «развлечений» — это попытка притупить чувство
неудовлетворенности и недовольства, но оно не помогает. Такое потворство своим желаниям создает только ложное чувство облегчения от боли и
иллюзию, что можно продолжать дальше, не меняя направления.
Выходит, что само по себе раскаяние при всей его
бесспорной основополагающей значимости, должно идти рука об руку с другим
компонентом — надеждой и верой в возможность перемен. В этом смысле тшува(чей принцип гласит, что к ней можно вернуться всегда, с любой стартовой точки,
неважно, как глубоко человек пал) является одной из основ надежды и духовного
пробуждения человека. Осознание, что дверь всегда открыта, что путь к
тшуве существует и что нет ситуации, когда уже ничего не вернуть, — само по
себе способно быть стимулом, который и создает возможность тшувы.
Путь и длинный, и короткий
Важно помнить, что мы не всегда выполняем то, что твердо
решили сделать. Трудности и препятствия, лежащие на пути человека, велики.
Рутина и привычки, которые приводят к определенному образу жизни, обычно никуда
не исчезают, хотя в своем сердце человек дает себе обещание измениться в
правильную сторону. Тем не менее, воля к изменениям и само решение их
добиваться — это важные шаги, даже если обещание не выполняется немедленно.
Пока данное себе обещание не превратится в пустую болтовню или самообман
(человек способен обманывать себя так же, как и других), оно обладает
важностью, каким бы скромным оно ни было.
Действительно, в отдельных случаях величайший поворот в
человеческой жизни человека бывает очень крутым, внезапным и молниеносным. Но
обычно подобному повороту предшествует много менее драматичных и часто
незаметных этапов — мелкие решения, которые не всегда осуществлялись, желания,
которые не исполнились. Но когда приходит время, все они накапливаются и
образуют единую сущность.
Вкратце, тшува — это целый мир, вмещающий две
явные противоположности.
С одной стороны, это чрезвычайно длинный путь, которому,
на самом деле, нет конца. Когда человек решается достичь тшувы, то,
независимо от его отправной точки, каждый последующий миг в течение всей его
жизни — это и есть свершение того первоначального внутреннего решения сделать
поворот.
С другой стороны, тшува — это крошечная точка,
поворот в миниатюре. Тшува — это момент размышлений, угрызений совести и
мыслей о переменах. Тшува — это вспышка прозрения, призывающая человека
меняться и совершенствоваться.
Эти две стороны тшувы не противоречат, а скорее
дополняют друг друга. С одной стороны, нет ничего сложнее, чем тшува,
потому что тшува — это преображение себя, создание новой сущности. С
другой — нет ничего проще, чем тшува: даже доля секунды при жизненном
повороте ею и считается.
Таким образом, достигший тшувы подобен человеку,
идущему по какому-то пути и в одно мгновение решившему изменить маршрут. С
этого момента он уже идет не прежней дорогой, а совсем иной. Но и иная, как и
прежняя, длинна и конца ей не видно, как путь к себе.
Плодотворного всем нам месяца элюля.